Монтессори клуб в Кунцево
Москва, Рублёвское шоссе,
д. 20 корп. 3, метро «Молодёжная»
Close
Задайте нам вопрос
WhatsApp

Интересное

Тут мы выкладываем статьи наших педагогов и новости клуба. А также полезные материалы, которые можно распечатать и ими пользоваться.
Сенситивное развитие ребенка
Про методику Марии Монтессори
Давайте поговорим про один из важных, а точнее сенситивных периодов.

Никто из нас не может повлиять на начало и продолжительность сенситивного периода извне, но о их существовании знать просто необходимо. Мы можем предвидеть наступление какого-либо периода и соответственно периоду подготовить окружающую среду с теми материалами, в которых ребенок нуждается в данный момент.

Открытие сенситивных периодов ребенка принадлежит Марии Монтессори. Она не просто их открыла, но и смогла сделать их полезными для воспитания.
Эти периоды универсальны и индивидуальны одновременно. Они свойственны всем детям, независимо ни от национальности, расы, социального происхождения и т.д. Время их начала можно предугадать, но у каждого ребенка длительность, динамика протекания индивидуальны.

Мария Монтессори доказала, что эти периоды являются временными и служат только для того, чтобы дать возможность ребенку приобрести определенную способность.
Итак, к основным сенситивным периодам относятся:
Развитие речи — 0-6 лет. Это самый длительный период.

Хочется отметить, что практически каждый материал Монтессори в той или иной степени направлен на развитие речи.


Сенситивный период восприятия порядка — 0-3,5 лет.
Пик этого периода наступает в среднем в 2-2,5 года. Это один из самых коротких периодов. Для того чтобы ощущать себя комфортно, спокойно и уверенно ребенку нужен порядок, порядок в пространстве, времени и в отношениях.


Сенситивный период сенсорного развития — 0-5 лет.
В этот период проходит формирование представлений о мире через органы чувств. Он состоит из относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных органов чувств.


Развитие двигательных навыков — 1,5-4 лет.
Давно доказано, что движение способствует развитию. В начале этого периода ребенка интересуют именно движения. Он узнает возможности своего тела, например: открыть дверь толчком ноги, сдвинуть тяжелые вещи. В начале интересует не результат, но в дальнейшем его начинает интересовать более сложные действия, для которых нужна координация, свобода движений.


Период чувствительность к мелким предметам — 1,5-2,5 года.
В этот период ребенка волнует вопрос целого и части. При правильном подборе игрушек, занятий, ребенок получит понимание того, что мир делим и состоит из все более мелких частей. В этот период происходит развитие, в том числе, мелкой моторики.


Социальное воспитание — 2,5-6 лет.
Это уникальное время, когда ребенку можно легко привить культуру поведения. Происходит усвоение и принятие норм и правил этикета и вежливости. Понимание особенностей общения между людьми происходит очень быстро, и ребенок старается тут же применить их. Ребенок подражает взрослым.
Монтессори материалы «Цилиндры»
Про методику Марии Монтессори
Сегодня начнем знакомство с сенсорной зоной. Все материалы этой зоны направлены на развитие органов чувств. Знаете, какой самый любимый детьми материал в этой зоне? Ну конечно блоки цилиндров!

Блоки цилиндров состоят из 4 деревянных брусков с 10 отверстиями разного размера. У этого материала, как и любого другого, есть две цели: прямая и косвенная.

Прямая — развитие зрительного восприятия размера, ввод понятий: высокий-низкий, толстый-тонкий, толще чем, самый толстый, ниже чем, самый низкий, широкое-узкое, глубокое-мелкое и т. д.

Косвенная — подготовка ребенка к обучению математике, подготовка руки к письму.
При работе с цилиндрами ребенку надо подобрать к отверстию цилиндр соответствующего размера. Можно работать с одним блоком, с несколькими или со всеми сразу.

С блоками цилиндров можно придумать большое количество игр, направленных на утончение зрительного восприятие размера, тренировку памяти, расширение словарного запаса.

Среди материалов для развития по методу М. Монтессори есть ещё много интересного, не менее любимое детьми.
Читайте о них в следующих постах.
Монтессори материалы «Коробочки»
Про методику Марии Монтессори
Давайте совершим экскурсию в мир развивающих коробочек!
Для того чтобы малыш научился контролировать свои произвольные движения в наших монтессори-классах есть специальные коробочки постоянства предметов. Они помогают ребенку научиться выполнять не только простые движения, но и перейти к последовательным действиям, а от этих действий к уже осознанной деятельности.

Для формирования произвольных движений в мозге малыша должны сформироваться устойчивые связи, а они возникают только при многократном повторении одного и того же действия. Эти коробочки как раз помогают его спровоцировать!

На фотографях вы можете видеть несколько таких коробочек.
Коробочка с выкатывающимся шариком.

Действие всего одно — опустить шарик в дырочку.

Но все не так просто, как кажется! Именно результат этого действия, когда шарик выкатывается, падает со ступеньки и замирает, способствует тому, что ребёнок побеждает рефлекс хватания и его пальчики учатся разжиматься.

Малыши готовы повторять этот фокус раз 20 подряд. А именно это и нужно! Так и возникает первое понимание того, что такое причина и следствие..

Коробочка с задвижкой очень похожа на первую.

Однако она добавляет дополнительное действие, тем самым повышая сложность выполнения работы: ребёнок так же бросает шарик в отверстие, но для того чтобы тот выкатился ему необходимо поднять задвижку.

Выдвижной ящик, в свою очередь, является тестовым материалом.

Тут ребёнку нужно выполнить уже 4 действия: открыть ящик, достать шарик, закрыть ящик и бросить шарик в отверстие. Казалось бы, ничего необычного.

Однако, если не вникнуть в порядок действий и бросить шарик в отверстие в тот момент когда ящик открыт, то он просто-напросто будет препятствовать тому чтобы коробочка закрылась.

Также в нашем классе есть практически идентичная коробочка с выдвижным ящиком, но шарик там мягкий.

Её единственное отличие заключается в том, что к основным четырём действиям добавляется ещё одно: проталкивание.

Монтессори материалы «Геометрические тела»
Про методику Марии Монтессори
Первое знакомство ребёнка с телами весьма молчаливое.

Ребенку не называют их, а сначала дают потрогать — принцип от конкретного к абстрактному; прочувствовать форму; усвоить информацию, что некоторые только катятся, другие только стоят, третья могут и стоять, и катиться.

Затем происходит рассортировка тел по принципу катится или стоит.

Первое знакомство завершается тем, что ребенку предлагают найти тело/тела, которые можно поставить на призму, затем на цилиндр. Это косвенно уже готовит детей к упражнениям с основаниями.

Все это происходит с использованием минимума слов.

Второй этап. Через какое-то время, возможно неделю, в зависимости, как прошло первое знакомство, и есть ли интерес у ребенка, проходит трёхступенчатый урок и знакомство с некоторыми названиями.
Чувствительность к мелким предметам
Про методику Марии Монтессори
Самый короткий из всех сенситивных периодов — период чувствительности к мелким предметам, он длится в среднем от 1,5 до 2,5 лет.

Частенько случается, что этот период доставляет взрослым много переживаний, так как ребенок начинает манипулировать пуговицами, горошинами и всем мелким, что попадается под руку.

Взрослые, обычно, не находят в этом интересе ничего полезного и не дают ребенку возможность адекватными способами реализовать эту познавательную потребность.

Специалисты отмечают, что это период осознания целостности мира и его дискретности, анализа (целое и его части), синтеза (целого из части).
Например: ребенок получает огромное удовольствие от того, что на его глазах чашка, упавшая на пол, распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят еще из более мелких частей. В следствии этого, ребенок ощущает, что мир делим и состоит из более и более мелких частей.
Взрослые могут и должны придать позитивный оттенок этому процессу, дав ребенку возможность удовлетворить этот интерес мирным путем. Так же этот период обязательно надо использовать для развития мелкой моторики.


Предлагайте ребенку в этот период упражнения типа:



  • нанизывание на нитку бусин разного размера;
  • разборка и сборка конструктора;
  • бросание монеток в копилку;
  • игра с соленым тестом и т. д.
Знакомьте детей с искусством

Творческое развитие
Часто родители сталкиваются с негативным отношением детей к своим рисункам. И малышей нетрудно понять, они окружены идеально очерченными картинками в книгах, раскрасками с чёткими границами (за которые ни-ни), 3D-мультфильмами без изъяна.

И тут как раз полезно на помощь призвать знаменитых художников: от столпов классицизма и до абстракционистов.

Может показаться, что художники классицизма вгонят ребенка в тоску, на их фоне его рисунки ничто. Но, такими ли идеальными они являлись, например, для импрессионистов, которые рисовали природу с натуры, в отличии от первых, которые её выдумывали и из-за этого она смотрелась неестественно. Если в классицизме люди словно замерли на сцене театра, то реалисты (Рембрандт, Ян Вермеер и другие голандские художники XVII века) своих моделей словно подглядели в жизни за обычными делами. Если вы пришли в галерею, то можете обратить на это внимание ребенка. Даже дошколенок сможет прочувствовать разницу.
Или, к примеру, импрессионисты тоже умели рисовать по классическим канонам и имели серьезное художественное образование, но при этом искали свой путь. И были востребованы и поняты. И до сих пор их работы любимы. Можно подвести ребенка в галерее сначала к картинам классицизма или реализма, а потом в зал к импрессионистам.

Чтобы сбить налёт пессимизма у ребенка, попробуйте ему сразу показать работы абстракционистов или раннего Пикассо. Обратите внимание, что эти работы висят в галереях, а художники знамениты. Но можете ли вы с ребенком однозначно сказать, что вам такое творчество нравится? Конечно тут работает правило «на вкус, на цвет…». А ещё художники пытались так выразить реалии своего времени. И ко многим таким работам прилагается история их страны в то время.

Можно по другой схеме сходить с ребенком в галерею. Подберите такие направления в живописи, которые вы с ним можете повторить в домашних условиях. Ведь стиль некоторых художников достаточно прост. Например, пуантилизм — живопись точками, можно имитировать ватными палочками. При этом договоритесь не делать чётких контуров, только лёгкий набросок. Ребенок может видеть фрукт-модель одного цвета и стремиться просто закрасить всё. Вы же обратите внимание, сколько оттенков на фрукте. А тарелка, хоть и однотонная, но приобретает разные оттенки из-за тени и света. Тут не требуется, чтобы ребёнок правильно уловил тени и блики, он просто должен признать, что объект не однотонный. А также, что он хозяин рисунка, и, если ему хочется фиолетовую тень, пусть он так и делает. Тут импрессионизм раскрывает нам границы, мы должны получить рисунки-эмоции, а не правильные рисунки. И рисование точками очень эмоционально само по себе, это ритмичное действие, оно меняет принцип рисования.
Обязательно рисуйте с ребенком. Тут не стоит боятся, что ребёнок увидит ваши шаблоны рисования. Вы оба тренируетесь выходить за границы шаблонов и поэтому на равных. Зато взрослый может масштабнее подойти к своей работе и тогда ребенку можно показать эффект такой картины — отойти с рисунком на расстояние и пусть он увидит, как из скопления точек проявляется фрукт и тарелка.

В жизни вы можете встретить предметы или продукты, как будто раскрашенные художниками пуантелистами. Обратите внимание ребенка на них, а потом проделаете следующий фокус вместе. Расфокусируйте зрение и посмотрите снова — цвета сливаются в пятна. Только что были красные точки на желтом, а стали оранжевые пятна.

Выбирайте и другие направления живописи и повторяйте их любыми способами. Например, для кубизма подойдут контуры посуды и прочей кухонной утвари. Предметы по очереди кладём на лист и обводим. Стараемся найти гармонию в распределении предметов. А потом красим полученные новые геометрические формы в разные цвета. Получаем удовольствие от процесса, а также любуемся динамичностью своей картины.

Знаменитый сюрриалист Сальвадор Дали был скорее маркетолог, чем художник. Его работы впечатляют, но многие художники не воспринимают их всерьёз за обилие ошибок. По сути, его работы коллажи, которые удачно скомпонованы и этим цепляют. С ребенком тоже можно сделать такой коллаж, а вот многие картины художника относятся скорее к категории 16+. Но это не помешает вам собрать свой коллаж. Берите вырезки из журналов, фотографии пейзажей (например, пустыни и каньоны очень в стиле а-ля Дали), может ребенок решится использовать свои старые рисунки для аппликаций. Процесс этот непростой, а результат странный. В конце обязательно назовите свою работу, ведь у Дали даже названия картин отдельное произведение. И это, пожалуй, самая творческая часть.

Не проходим мимо наивного искусства, хотя, казалось бы, дети итак рисуют, как дети. Зачем им изучать такое направление. Но ребёнку полезно знать, что в мире существуют художники, которые отказываются следовать канонам рисования, а хотят в своих работах оставить детскую непосредственность и искренность. И есть люди, которые любят их работы и приходят на них посмотреть или купить. Тут можно провести урок наоборот. Пусть ребенок станет вашим учителем, научит вас рисовать «наивно». Замечу, взрослым, особенно умеющим рисовать, этот урок даётся с трудом. Зато ребенку может доставить удовольствие.

Почаще с ребенком экспериментируйте. Используйте разные инструменты для рисования, раскрашивайте разные плоскости. Это помогает освободится от границ, в которые закована наша креативность. А креативность — это не дар, который либо дан, либо отсутствует, это мышца, которую нужно развивать тренировками.

Рисуем по облакам
Творческое развитие
Хорошо, когда лето. Ещё лучше, когда летом хорошая погода. Но совсем замечательно, когда по чистому небу плывут белоснежные облака. Такое зрелище редко оставляет людей равнодушными.

Но, к сожалению, в городе за ними наблюдать не очень удобно. А так хочется выйти в поле, расстелить коврик на траве и лежать, глядя в небо. Ещё хорошо, если рядом другой наблюдатель. С ним можно жарко поспорить о концептуальном решении того или иного облака.

Но вернёмся в хмурый город. И разбавим его дождливые будни чудесным занятием, которое помогает детям раскрыть творческое зрение, а взрослым поднять настроение. Мы будем рисовать по облакам.

Маленький ребёнок, глядя на облака, может не суметь нафантазировать сразу что-то. И будет у него «гусеница», «опять гусеница», «короткая гусеница» или вообще «оно уже и на гусеницу не похоже, а-а-а!». Облака куда-то спешат, меняются, ребенку может быть трудно ухватить образ.

Тогда попробуйте начать эту игру по-другому. Если задался прекрасный облачный день, не упустите возможность сфотографировать прекрасных представителей облачной флоры и фауны. Потом дома распечатайте эти фотографии на обычной бумаге, на которой отлично рисуется. Вооружитесь с ребёнком ручками, карандашами и воображением. Теперь облака никуда не убегут. А картинки с облаками получатся очень живыми.
Взрослым тоже стоит поупражняться, это отличная тренировка креативности. Делите с ребёнком фотографии, пусть он первый возьмёт, которые ему нравятся. А себе оставьте сложные, чем труднее, тем лучше. Если облаков на фотографии много — то это может быть целый облачный мир. Населяйте его знакомыми существами и вымышленными, ведь облака никогда не имею правильные формы, поэтому с ними правил нет.

Рекомендуем музыкальное сопровождение из песен:
«Облака, белокрылые лошадки», «По дороге с облаками», «Белые кораблики».
Цветовой круг
Творческое развитие
Когда можно начинать объяснять ребёнку взаимодействие цветов?

Основным примером такого взаимодействия является радуга. Это красивое природное явление, которое можно изображать на рисунках и в поделках.


«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
Порядок цветов в радуге чаще всего запоминают благодаря известной считалочке. Но, чтобы считалочка помогла запомнить цвета, ребёнок должен знать буквы и слышать первые звуки в этих словах. А это как раз дошкольный возраст.

В этом же возрасте ребёнку проще заметить радугу. Мы взрослые привыкли к её виду, но малыши могут не понять, и будут искать на небе конкретный объект, а не световой эффект.

С цветовым кругом тоже можно начинать работать перед школой. Дети в этом возрасте не просто рисуют, а готовы к экспериментам. С ними можно смешивать основные цвета и получать новые.

Работать можно не только с красками, но и пластилином или пастельными карандашами. Фломастеры, обычные карандаши и восковые мелки хуже смешиваются.

Попробуйте с ребёнком получить новые цвета из трёх основных цветов: красного, синего и желтого.

Получатся: фиолетовый, зелёный и оранжевый. Это дополнительные цвета.

Их также можно смешивать, или опять добавлять основные, получая разные оттенки.

Когда ребёнок освоит, какие цвета получаются при смешивании, можно усложнить задачу. Сделайте с ним аппликацию. Для такой работы прекрасно подходят старые журналы с цветными картинками. Нужно найти все оттенки круга. Нарезанные кусочки, с разными текстурами и принтами, распределите по кругу и приклейте.

Чтобы вам удобнее было работать с кругом мы решили на сайте выложить наш раздаточный материал, который используется на занятиях в кружке «Рисование».

На этих занятиях дети учатся работать с цветовым кругом в разных техниках. Узнают о сочетании цветов, их интенсивности, контрасте.

Пробуют себя в графике, и узнают, что даже у тени есть цвет.
Скачать чистый цветовой круг.

Скачать цветовой круг с подсказкой.

Важно! Цвета на макете могут отличаться в зависимости от настроек вашего принтера.
Бумажный самолётик
Творческое развитие
Если вы любите запускать бумажные самолётики также, как и мы, то специально для вас мы создали уникальный макет самолётика для жителей района Кунцево. И даже наш символ, маленькая ящерица Яша, решил на нём полетать.

Вы можете скачать файл и распечатать его. Эта модель самолётика очень хорошо и красиво летает. Протестируйте сами!

Скачать трафарет в формате PDF
Made on
Tilda